Воскресенье, 24.09.2017, 18:38
Приветствую Вас Гость | RSS

ЖИВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Переводы Глеба Ходорковского
02.05.2012, 11:22

с польского

Адам Загаевский
(1945 г.р.)

 Руины
    


    Даже смятая спичечная коробка,
    когда она лежит на холодном пляже
    мостовой на рассвете -
    жива.
    Свет зари,
    которая видела всё,
    прикасается к этим стенам и сводам
    лениво и нежно...

    Это гибель
    готического собора -
    смех
 
  и руины.

Тадеуш Ружевич (1921 г.р.)
                                       
                                       В театре теней
                                       
                                       Из трещины
                                       между мною и миром
                                       между мной и предметом
                                       из расстояния
                                       меж подлежащим и сказуемым
                                       пытается выбраться
                                       поэзия.

                                       Она такие должна
                                       создать инструменты
                                       изготовить такие формы
                                       чтоб зацепить и меня
                                       и слово -
                                       два берега
                                       а они  расходятся
                                       всё время.

                                       разодранную
                                       пробую ещё раз
                                       сравнить,
                                       приблизить,
                                       соединить
                                       и она выбирается на поверхность.

                                       Я ухожу.


***


            Мне пора
            время торопит

            что взять с собою
            на тот берег

            ничего

            значит это всё
            всё уже
            мама

           да сынок
           это всё

           значит только это

           только это

            значит это и есть вся жизнь

            да вся жизнь.




Ева


      Из глаз моих
      выходишь нагая
      
      раскрывают ночью
      шёрсткие раковины
      розовое своё нутро
      
      пах белокрылого ангела
      замыкается медленно
      
      и солёной росой любви
      покрывается
      кожа



Набросок о современной эротике

             

             А белизну
             лучше всего описывать серостью
             птицу - камнем        
             подсолнухи - в декабре
    
             в эротике давней
             описывали тело
             э т о  или что-то другое -
             к примеру ресницы

             но ведь алое
             нужно описывать серым
             солнце - дождём
             маки - в ноябре
             а губы - ночью.

             самое пластичное
             описание хлеба -
             описание голода
             есть нём влажная пористая серёдка
             тёплое нутрО
             подсолнухи ночью
             груди живот и бёдра Кибелы.

             Описать прозрачную
             родниковую воду
             лучше всего жаждой
             пеплом
             жаром пустыни
             вызвать фатаморгану -
             пусть в зеркалА уходят
             облака и деревья

             нехватка голод
             отсутствие
             тела -
             так описывается любовь
             в современной эротике.


***


       Как хорошо
       я могу собирать в лесу
       ягоды
       а я думал
       что нет уже ни леса ни ягод

       Как хорошо
       я могу лежать
       в тени деревьев
       а я думал - деревья
       уже не дают тени

       Как хорошо
       я с тобой
       как моё сердце бьётся
       а я-то думал
       что у меня
       нет уже сердца.



Мать повешенных


мать повешенных
отирается об жёсткую кожу толпы

Здесь
бродит по улицам
мать повешенных
чёрная
несёт в ладонях она
свою
серебряную голову
ах как тяжела эта глыба
переполненная тьмой
и взорванная светом

безумная кружится
и всё поёт и поёт
в туфлях с кривым каблуком
с бесплодным лоном
увядшей грудью
и безумной сиреной воет
на месяц опухший над городом.

идёт свинцовыми ступнями
по уличному бетону
мать повешенных
с месяцем на шее
идёт на дно
отираясь
об жёсткую чешую
толпы.

1946


Смех

     Клетка была так долго закрыта
     что вывелась в ней птица.

     Птица так долго молчала
     что клетка открылась
     ржавея в тиши.

     Тишина длилась так долго
     Что за чёрными прутАми
     Раздался смех.



Дифирамб в честь тёщи

   


   Море чернил исписали поэты
   воспевая любовь к девицам
   хоть иная бывает порой
   просто гусыней
   или майской тёлкой.
   
   Шёлком слов были обвиты
   жёны свои и чужие,
   но ни один рифмоплёт не воспел
   мать этой дЕвицы или женщины -
   тёщу.

   Это она родила Нашу зорюшку,
   О сыновья Аполлона
   Это она берегла её как зеницу ока
   Лелея плоды
   Нашей шальной любви.

   Это она посланник практической жизни:
   стирает трусы и носки,
   пришивает пуговицу к рубашке
   выбивает ковры и проветривает матрасы.
   Разнообразен и бесконечен её незаметный труд:
   она осенью варит варенье и квасит капусту.
   Когда же снег закружится и заскрипит мороз
   у неё для внука всегда в комоде найдётся яблочко.
   Да, порою тень тучи грозно и хмуро
   мелькнёт на её лице -
   но и это божья тучка на лике неба.

   Вы посмотрите на её седину:
   каждый седой волосок  это день или слеза,
   ушедшая весна или ушедшая осень.

   Она чутко и бдительно следит
   чтоб не угас огонь домашнего очага
   Если нужно - метлой прогонит ночную мглу...
   Она - око и ухо дома,
   достойно стоит на страже обязанностей и прав.

   За все глупые шутки
   извинитесь пред тёщей,
   старой женщиной -    
   она бы хотела согреться
   у домашнего очага.

   Вы,
   при звуках
   Достойного Этого  Имени
   ржавшие,
   словно кони
   поклонитесь ей до самой земли,

   и скажите по-человечески:
   "Мама, идите к нам"


Письмо людоедам

        Милые людоеды
        да вы не глядите волком
        на человека
        который ищет свободное место
        в купе железнодорожном

   поймите -
   другие тоже имеют
   седалище и ноги

        милые людоеды
        подождите минутку
        не топчите слабых
        и не скрипите зубами

   поймите -
   людей много
   и будет ещё больше
   вы уж подвиньтесь немножко
   уступите

        милые людоеды
        дОчиста не скупайте
        свечи шнурки макароны
        и не говорите
        повернувшись спиною:
        я мне мой и моё
        мои волосы мой желудок
        мои мозоли мои штаны
        мои дети моя жена
        моё мнение

   милые людоеды
   давайте не есть друг друга,
   хорошо?
   ведь на самом деле
   мы никогда
   не воскреснем



В центре жизни

     После конца света
   после смерти
   оказался я в центре жизни
   строил жизнь
   создавал себя
   людей животных пейзажи

   это стол - говорил я
   это стол
   лежат на столе хлеб и нож
   нож - чтобы резать хлеб
   хлебом питаются люди.

   человека нужно любить
   я учился и ночью и днём
   что нужно любить
   я отвечал: человека
    это окно говорил я
    это окно
    за окном находится сад
    а в саду я увидел яблоньку -
    она расцвела

    цветы опадают
    завязываются плоды
    они дозревают

    мой отец срывает яблоко
    человек сорвавший яблоко
    это отец мой

     я сидел на пороге дома
     эта старушка которая
     тянет козу на верёвке
     ценнЕй
     и нужнее
     семи чудес света
     а тот кто считает и чувствует
     что она не нужна -
     убийца

     вот человек
     вот дерево это хлеб

     люди едят чтобы жить
     и я повторял для себя
     главное - это жизнь
     жизнь человека это самое важное
     ценность жизни
     выше ценности всех предметов
     созданных человеком
     самым большим сокровищем
     был и есть человек
     я повторял упрямо.

     это вода говорил я
     гладил рукою волны
     и с рекой разговаривал
     вОды реки
     добрые воды
     это я

     человек обращался к воде
     обращался к луне
     к цветам и дождю
     обращался к земле
     к птицам
     и небу

     молчало небо
     молчала земля
     услышав голос
     стекавший
     с земли воды и неба

     но это был голос
     совсем другого человека




Ян Твардовский
(1915-2006)


***

В крике любовных писем
     в нежных признаньях
     главное  - не поэзия
     а обычное слово
     простой людской доброты
     которая больше любви.


***
Снова пришло ко мне одиночество
                хоть мне казалось - оно давно притихло на небе.
                Я ему говорю:
                             - Что ты хочешь ещё, идиотина?
                А оно:
                   - Я тебя люблю

***


Быть нелюбимым
       неведомым
       всюду

       это не только слёзы порой ночною
       а иногда -счастье.


***


          Сколько рухнуло буков
          Сколько скворцов улетело
          Зимою объединил нас снег

          Потом оптимист вереск
          который цветёт последним
          был готов нас повенчать

          Это неправда что счастье
          сильнее всего и главнее
          словно король

          Невидимый появился
          и крест огромный поставил
          между мной и тобой

Категория: Мои файлы | Добавил: stogarov
Просмотров: 784 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
8,5,3,1 — 1 IP

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
На сайте:
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Имеет ли смысл премия без материального эквивалента

Всего ответов: 125
Друзья Gufo

Банерная сеть "ГФ"
Друзья Gufo

Банерная сеть "ГФ"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0