Сергей Жадан (1974 г.р.)
***
«Пока проходила и эта весна,
и вода заливала любой просвет,
я все время пыталась, - писала она, -
важное что-то сказать тебе вслед.
Я знала, что рядом тот поворот,
где дорожное ты бережешь тепло
и ведешь остановкам незримый счет.
А все-таки, что же произошло?»
Я менял паспорта один за другим,
защищал сомнительные права,
и по рельсам наматывал я круги,
и переводил чужие слова,
города оставлял я на утро себе,
где хотел, там я и встречал восход,
тишина навстречу моей судьбе
выходила из вязких портовых вод.
Сочинялись новые имена,
и куда б я не ехал порой ночной,
пассажирка, грустящая у окна,
была мне ближе сестры родной.
И когда наступала сырая мгла,
в коридорах воздушных туман разлив -
в южных краях, там, где ты жила,
тяжелые розы циклонов росли,
и ты слушала голос вечерней тоски,
все на свете делала наоборот,
и брали сахар с твоей руки
трамваи, словно домашний скот.
И когда, расшумевшись, мои друзья,
подпевая друг другу немного не в такт,
удивлялись, зачем возвращаюсь я,
я отвечал им примерно так:
«Все, что осталось нам с ней про запас -
время. И только оно всех нас
сводит друг с другом и гонит вперед,
и длится, пока совсем не пройдет».
***
Каменщики утром приступают к работе,
с мастерками звонкими, как монеты,
других забот и нет у них, вроде –
тьму навсегда отделять от света.
Дети озираются, задирая головы,
на картонку неба, прожженного навылет,
мечтают стать каменщиками с железными горлами,
с карманами, полными солнечной пыли.
А в драных учебниках, что лежат в их ранцах,
лишь порох и фамилии умерших поэтов,
никакого золота на женских пальцах,
никаких опасностей, никаких секретов.
Когда же к обеду движется время,
рабочие достают хлеб с овощами,
и вокруг дома ростом с деревья,
а радио поет, любовь обещая.
И дети с завистью глазеют на рабочие блузы,
на скрипучие лифты и тяжелые сваи.
И их сердца, как волокна кукурузы,
чувствуя осень, в воздухе застывают.
*** Ты держался за эти края, пацан, за горячие эти пески, где месяц с синим лицом мертвеца гонит табун трески.
Но однажды ты понял, что готов отчалить раз и навсегда от выгоревших дотла берегов, не оставляя следа.
Это вера несла тебя на руках из глухой пустоты, вербуя в черных ночных портах ватаги таких, как ты.
И кочегары в липком дыму, роняя блестящий пот, крепко вгоняли в сладкую тьму медленный пароход.
Там песни матросов к звездам плывут, и с ними – песня твоя, и, зеленым флагом отдав салют, лежит Эфиопия.
Там бродит солнце в прибрежных лесах, и светится океан, и покоем наполнены голоса всех растафариан.
Там небо вспыхивает костром, и теплый сгорает мрак, и выворачивает нутро море в сухой овраг.
У каждого, кто попадает туда, пусть дорога и не легка, всегда будут хлеб, сахар, вода и полный карман табака.
Поскольку смерть отпускает того, кто заплатил по счетам, кто в трюме железном плывет далеко, навстречу горячим ветрам.
Поскольку кровь в каждом из нас вращается без конца, перекатываясь всякий раз через наши сердца,
и каждое слово звонким песком у горла стоит твоего, чтобы ты мог своим языком произнести его.
с украинского
Мартин СВЕТЛИЦКИЙ (1961 г.р.)
Курение
Спрашивается, почему это некурящие садятся без зазрения совести на места для курящих? Почему хотят доминировать? Почему вечно ходят в обиженных?
Моя маленькая подружка, сигарета. Я провел с тобой больше времени, чем с кем-то другим. Мы убиваем друг друга с нежной привязанностью.
Спрашивается, почему это некурящие не ценят нашего одиночества, нашей безумной отваги, нашего зноя, нашего пепла?
Какой?
Под дверью, причём, дверью чужой - он звонит
и стучит, а там кто-то двигается. Он
всё стучит. И трезвонит, да так, что
соседка уже собирается
звонить в полицию.
Но в какую полицию?
Он умер, так что какая полиция
теперь имеет к нему отношение?
Он звонит и стучит, хоть и мёртвый.
Какая полиция? С какой стороны дверей?
Кто там стучит в ответ?
Утром
Вчера ночью небо должны были осветить
обломки хвоста погибшей кометы.
Но в таком тумане ничего не было видно,
кроме тусклых огней супермаркета.
В последнее время
все кажется каким-то нечетким.
Придет конец света,
повздыхает и уйдет.
Черный понедельник
Минута, когда одновременно загораются все
уличные фонари в городе. Минута, когда ты произносишь
это своё непостижимое «нет», и я сразу теряюсь, не зная,
что делать дальше: умереть? уехать? не обращать внимания?
Солнечный миг, когда я разглядываю тебя из окна автобуса,
у тебя совсем другое лицо, нежели когда ты знаешь, что я смотрю на тебя -
а сейчас ты меня не видишь, глядишь в никуда, в сияющее
стекло, за которым, вроде бы, я. Уже не я, уже не со мной,
не так и не здесь. Может случиться всё, что угодно,
поскольку всё, что угодно, случается. Всё определяют
три основные позиции: мужчина на женщине,
женщина на мужчине, либо то, что сейчас -
женщина и мужчина, разделенные светом.
Ночь с августа на сентябрь
Уже, кажется, сентябрь. Рассвет заморочил мне голову.
Свет прямо в глаза. На моём теле ни одной наколки.
Поди пойми, кто я на самом деле. Ни пароли,
ни инициалы, ни символические ассоциации
ко мне не подходят, так что поди разберись,
кто я на самом деле. Мир не предлагает
ничего, кроме блеска. Я двигаюсь,
как стрелка часов - по кругу¸ вверх,
вниз, в тишине, в унылом сиянии. Мир не предлагает
ничего, кроме блеска. Предметы исчезают.
Держусь за сигарету, чтобы не потеряться.
Песня профана
телефонов, жетонов, близнеца-брата,
матери и отца, нетребовательной,
красивой и умной жены, постели и церкви,
детей, кухни, каникул, ванны и прошлого,
будущего, а также мук совести -
этого нет у любви.
Яцек КАЧМАРСКИЙ (1957-2004)
Одноклассники
Расскажи мне, как там наши - пишет мне Адам из Хайфы. Время на галерах пашет, никакого в этом кайфа. Войтек крутит мягким местом где-то в Швеции, в порнухе, и приятное с полезным совмещает, ходят слухи.
Кася с Хенриком в Канаде, Сташек пьёт в нью-йоркских барах, Яцек просит Христа ради на парижских тротуарах. А у Зоси с Лехом - дочка и белья тяжёлый запах, но их бренным оболочкам тоже хочется на Запад.
Замуж выскочив со свистом, Магда нежится в Париже. Павла грохнули чекисты, чтобы вёл себя потише. Став врачом, везунчик Янек счастлив необыкновенно. Жаль, что брат его по пьяни вскрыл себе однажды вены.
Марек парился на нарах за отказ стрелять в рабочих. Я по фотоснимкам старым путешествую полночи. Завтра Юлиуш, скучая, позвонит мне из России - мол, его на рюмку чая к президенту пригласили.
В эмиграции, в больнице, тот в гробу, а тот на зоне - рок плевал в родные лица без малейших церемоний. Возмужали, постарели, словно выцвели местами - наша юность еле-еле ковыляет вслед за нами.
Вместо мальчиков - папаши. Вместо девочек - матроны. Песня молодости нашей станет маршем похоронным. Не играя с жизнью в прятки, мы в глаза ей смотрим смело. Вроде всё у нас в порядке - только разве в этом дело?
И идём мы, руки в брюки, спрятав детскую улыбку за железной маской скуки, как последнюю улику. Смерть стоит себе в воротах, и всё тоньше нить сюжета, словно мне знакомый кто-то мяч пасует с того света.
Потому живи и помни, что, куда бы ни приплыли, мы везде пускаем корни, даже в собственной могиле. Да пребудет сила эта в листьях солнечного сада, чтоб несчастная планета удержалась от распада.
Эпитафия Бобу Дилану
Дремлет в нас океан,
горизонт в стельку пьян,
бьется оземь волна слишком круто.
Рейс ты выберешь сам,
и к другим берегам
будешь плыть незнакомым маршрутом.
Там, куда ты бежал,
бесполезен штурвал,
попрощаться пора с экипажем.
Не размечен твой путь,
и куда повернуть -
даже солнце тебе не подскажет.
Как же много вокруг
эпигонов и слуг,
по ошибке шагнувших в пророки.
Ты привел их туда,
где был нужен всегда,
но остался стоять на пороге.
Им бы видеть в гробу
свою злую судьбу,
что гуляет пока без конвоя,
но прикончит их вдруг
роща поднятых рук
в трескотне барабанного боя.
Они хлещут давно
твою кровь, как вино,
а от строк тяжелеют ресницы,
но не видеть им снов,
хоть понятно без слов -
нет на свете того, что не снится.
На поминках своих
ты свободен, как стих -
пусть другие сбиваются в стаю.
Будь как рыба в воде
на своей широте,
где огней маяков не бывает.
И пускай говорят
про неверный твой взгляд
и измены клеймо золотое -
но в дороге одну
ты поймаешь волну,
так, что сам обернешься волною.
Женевьева Якубовская-Фиялковская (1946 г.р.)
*** спал с тобой
и с ней
словно сука ты чуяла в постели запах чужого пота
было и прошло
спишь одна
***
дочки провожают
матерей
с майских богослужений
глотая у них над головами
солнечные
закаты
***
дочь
Иосифа и Марии
рабочее происхождение
замужем
двое детей
галлюцинации
довели до больницы
брата
распяли
с польского
|